cellpadding='0' cellspacing='0' border='0' > Войти или зарегистрироваться на Proekt.by  height="100%" cellpadding="2" cellspacing="0" >
выберите раздел

""

 Архитектура и дизайн / Принципы нового урбанизма - СимбиоСити.  (Прочитано 329 раз)

 

 
Об особенностях концепции устойчивого городского планирования и создании жилого энергоэффективного модуля с высоким качеством среды для населения с интеграцией к проектированию нового района г.Бреста мы беседуем с национальным экспертом проекта, соавтором идеи энергоэффективного района – начальником управления архитектуры и градостроительства Брестского горисполкома, кандидатом архитектуры, доцентом, заместителем председателя ОО «Белорусский союз архитекторов» Николаем ВЛАСЮКОМ.


Николай ВЛАСЮК: «Принципы нового урбанизма – это пешеходная доступность, смешанное использование территорий, традиционная структура соседства».

Сегодня в практике проектирования за рубежом нередко используется интегральный подход к вопросам повышения энергоэффективности, в частности, упор делается на возможность экономии ресурсов через призму городского пространства, где отдельные объекты – жилые здания – являются лишь одним из его составляющих. В то же время в Бресте намечена реализация проекта жилого района Березовка с использованием нового жилого модуля, где также делается упор на модель пространственной организации, энергоэффективность и другие современные принципы.

– Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, о том, какая работа проводится в рамках подготовки и реализации проекта энергоэффективного квартала. В чем ее особенности на данном этапе?
– Сейчас мы находимся на стадии, когда уже утвержден детальный план с эскизом застройки (разработчик УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА», мастерская УП «Студио А-3»). Надо сегодня разрабатывать градостроительные паспорта и формировать инвестиционные площадки для аукциона. У нас запланированы встречи с потенциальными инвесторами, которые готовы принять участие в реализации проекта, поэтому мы в настоящее время занимаемся тем, что определяем очередность и те приоритетные площадки, которые сейчас будем выставлять. Конечно, здесь есть и масса подводных камней, а также проблемы в самой площадке. Например, в грунте имеется большой слой торфа на территории, где предполагается строить энергоэффективный квартал. И нужна его выторфовка. Либо необходимо подумать о том, как недостатки площадки, где так много торфа, превратить в преимущества. Один из таких вариантов – провести выторфовку и на этом месте расположить подземный паркинг для этого района, а не везти и не засыпать обратно грунт. Может быть, с точки зрения энергоэффективности тоже можно применить этот торф... Для решения этой задачи нужно привлекать профильных специалистов, и мы совместно с НИПТИС встречались несколько раз, и с Министерством архитектуры решено, чтобы ГП «Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С.С.» участвовало в формировании параметров энергоэффективности в градостроительном паспорте. Обычно в градостроительном паспорте мы прописываем регламенты застройки: высота, плотность, какие сети, а здесь нужно, чтобы дополнительно подключились специалисты, которые могут определить на уровне инвестиционного проекта наиболее эффективный вариант экономии ресурсов с учетом имеющихся в стране технологий и с учетом комплексного рассмотрения не отдельного дома, а группы жилых кварталов. Возникает вопрос о том, что потребление энергии должно соответствовать определенному классу потребления.

Здесь будет использоваться, к примеру, электричество, а не газ (в связи со строительством БелАЭС). Возможно использование автономных котельных на жилой квартал, поквартирное отопление и т. д.

Отдельно, конечно, нужно проработать комплекс возможностей, которые здесь можно было бы использовать, пусть не для всего района в рамках программы максимум, но хотя бы отработать несколько кварталов. Важно убедить и показать инвестору возможности, что тут будет не просто обременение. Ведь сегодня любое строительство с современными технологиями несет определенное удорожание. У нас есть предварительные расчеты, которые свидетельствуют о том, что удорожание должно окупиться в течение 7–10 лет. Но надо это еще раз перепроверить на конкретных зданиях и инженерных решениях, на конкретных сетях, которые будут подводиться.

– Реализация проекта нового жилого района Березовка в Бресте предполагает использование нового жилого модуля. В чем суть данного решения?
– Суть в том, что в архитектурно-планировочном решении мы отходим от стандартной системы, которая использовалась с советских времен (это свободная планировка, идеи модернизма) и переходим на квартальную застройку, которая характерна для многих наших исторических городов, но уже на новом витке, то есть формируем кварталы жилых пространств с высоким качеством среды. Причем эта застройка должна быть не монофункциональной, а многофункциональной. В ней предусматривается и производственная зона с объектами, но с минимальной санитарной защитной зоной (в границах участка), это не вредные производства (необходимо для уменьшения маятниковой миграции в целом по городу).


Схема ландшафтных территорий района Березовка.

Здесь планируется максимальное количество объектов соцкультбыта: магазины, парикмахерская, кафе, спортивные залы, школа, сад и т. д., и даже запроектирован храм, а также пешеходные улицы, которые чередуются с транспортными проездами. Парковок в центре модулей на поверхности нет, а транспорт – весь внешний.


Жилой модуль района Березовка предусматривает максимальное количество объектов соцкультбыта, храм, магазин и т. д.

В жилой дом предусмотрен вход через парадный подъезд, а также через двор. Вход со двора – безопасный для детей и для жильцов. В то же время имеются сквозные реакреационные зеленые коридоры-улицы, которые позволяют жильцу утром выполнить пробежку или совершить прогулку от исторического форта (сегодня ботанический сад) до общественного центра, практически минуя транспортные потоки.

Сеть мелиоративных каналов заключается в единую водную систему – канал, вдоль которого сформирована пешеходная связь. Зелень, вода создают комфортные условия,в которых человеку приятно находиться. Собранная дождевая вода также может использоваться для нужд района.


Ставка на экологичность и комфорт – одна из приоритетных задач проекта.

Таким образом, различными градостроительными приемами мы можем сформировать совершенно иную среду – ту, которая сегодня востребована и которой не хватает, жители городов устали от самой модели советских микрорайонов. Ведь она себя уже изжила и гипертрофировалась от той первоначальной идеи – и сегодня стала вообще неузнаваема, поэтому надо менять подходы и принципы застройки, во главу угла ставить не количество построенных м2, а качество застройки и среды.

– Что послужило реальным толчком к созданию проекта, и какова концепция энергоэффективного квартала в Бресте? Кто являлся автором идеи и разработки проекта?
– Толчком послужило то, что УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» разработало концепцию и рекомендации для проектирования нового жилого модуля. Это новый подход в градостроительстве. Он основан на принципах нового урбанизма, идеях пешеходного города, где на смену свободной планировке микрорайонной застройки, которая массово велась с 60-х годов прошлого столетия, приходит квартальная застройка средней этажности в среднем до пяти этажей. Возможно повышение этажности, где требуются градостроительные акценты, и в то же время рядовая застройка может быть переменной от 3 до 6 этажей. В рамках такого подхода применяются безлифтовые дома. И здесь мы экономим на том, что не нужно устраивать лифтовые шахты.


Малоэтажные кварталы жилых пространств намечено формировать с высоким качеством среды.

Одним из главных экономических обоснований является то, что данной среднеэтажной застройкой можно обеспечить плотность не меньшую, чем при традиционном подходе. Иными словами, пятью этажами можно создать плотность, сопоставимую с 10-этажной застройкой. При этом такая застройка будет более человечная, то есть более сомасштабная по своим размерам. Опять же не
будет лифтов и лифтовых шахт, а стало быть, не будет и удорожания.

Планируется формировать эти дома не на расстоянии в виде «свечек» или «ковровых узоров», различаемых только «с птичьего полета» (свободная планировка), а в виде квартальной застройки. Увязка кварталов между собой как транспортной, так и пешеходной инфраструктурой – связанность территорий.

– Насколько легко решаемы проблемы транспорта и пешеходов с учетом того, что плотность застройки будет более высокой?
– Вот именно при большей плотности застройки уменьшается протяженность сетей, дорог, тротуаров, инфраструктуры, а это один из ключевых параметров удорожания, сопоставимый со стоимостью строительства самих зданий, который до сих пор не берется в расчет.

С учетом существующей практики проектирования мы привыкли говорить о транспортных проблемах, но почему-то забываем, что есть еще и пешеходы, велосипедисты – участники движения и жизни города. Следует учитывать то, что ставится в приоритет. Идеи гуманной среды ставят в приоритет человека, а не автомобиль. Поэтому мы разработали такой жилой модуль, просчитали его параметры, сделали даже типологию модулей, различных по своему наполнению. Это не только жилье, это модули – с деловой функцией, с производственной, торговой, общеобразовательной и даже креативной. По сути, это такая система пазлов, которую можно формировать в любом порядке исходя из задач формируемого района.

– Как вы можете охарактеризовать развитие проекта в контексте энергоэффективности?
– В 2013 году от международного фонда ESIB (его специалисты занимаются энергоэффективным проектированием) поступило предложение о совместном проекте. Министерство архитектуры и строительства подписало меморандум о сотрудничестве с данной организацией, и мы проработали вопрос о том, как сделать жилой модуль вдобавок еще и энергоэффективным. Взялись за решение вопросов, которые раньше не принимались во внимание, – это градостроительное расположение самих зданий. Ни для кого не секрет, что в Гродно, Могилеве, Минске, Гомеле строятся отдельные энергоэффективные дома. А здесь мы предложили рассмотреть программу комплексно, когда целиком анализируется застройка, начиная с самого здания, его формы, компактности (коэффициент компактности здания). Чем более компактен дом, тем меньше нужно энергии для его отопления.

Второй момент – это размещение зданий по отношению друг к другу. То есть данный параметр тоже влияет на затенение, на инсоляцию, на проветривание. Учитывается и рельеф территории. И вот на каждом из этих параметров можно экономить от 3 до 7% показателей по сбережению энергии. И в сумме до 30% экономии можно получить без дополнительных затрат только путем грамотного проектирования. Плюс инженерную часть в этомпроекте выполняла компания «Энека», которая проработала инженерию и предложила возможные варианты того, как обеспечить в кварталах энергоэффективную инженерную инфраструктуру. Мы взяли за основу район Березовка в Бресте и работали над конкретной площадкой – планировка и сети. Причем с градостроительной точки зрения мы проработали три варианта застройки: первый вариант – типовой микрорайон, второй – вариант квартальной застройки и третий – вариант «строчной» застройки, когда здания ориентированы по сторонам света. С точки зрения качества и комфорта этот вариант проигрывал, поэтому мы остановились на жилом модуле. По показателям качества среды он был более совершенным. Что и учли проектировщики УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» в своем решении.

– Какие энергосберегающие технологии, на ваш взгляд, станут визитной карточкой квартала?
– Прежде всего, это градостроительное решение и ориентация кварталов, архитектура и форма зданий. Во-вторых, применение современных подходов в решении инженерного обеспечения жизни зданий. До окончательного принятия решения необходимо еще раз сравнить эффективность различных систем. К решению всех этих задач мы привлекаем специалистов, в том числе и института НИПТИС.

К нам готовы присоединиться польские коллеги, чтобы сформировать оптимальное задание на проектирование в градостроительном паспорте, специалисты из Франции из компании «Сен-Габен» в качестве экспертного сопровождения.

- Вы упомянули польских и французских коллег. Кто эти люди, и какой еще зарубежный опыт вы извлекли при создании концепции?
– Польские коллеги – это бывшие белорусские специалисты, которые раньше работали в УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА», в инженерном отделе. Это действительно высококлассные специалисты, но сегодня не все из них находятся у нас в стране. Есть специалисты, которые уехали, но хотят, чтобы их опыт применялся в Беларуси. И они активно к нам обращаются, желая участвовать в создании проекта. Тем более в Польше несколько подобных проектов было успешно реализовано.

С компанией «Сан-Габен» мы сотрудничаем уже несколько лет. Они проводят ежегодно международные конкурсы по энергоэффективному проектированию, обучая студентов разных стран современным подходам в области энергосбережения. Последний наш конкурс после Астаны – это энергоэффективный жилой район Красный Двор в г. Бресте. В конкурсе участвовало более 23 стран мира – победителей национальных этапов. Всего по Бресту было разработано более 1,5 тысячи конкурсных предложений, а 20–21 февраля 2017 г. в Бресте прошел очередной семинар по мультикомфортному планированию и акустике с их участием.

Кроме того, при подготовке проекта мы опирались на шведский опыт. Это идея «СимбиоСити». Примером его является «зеленый» район Стокгольма Хаммарбю Шёстад, построенный на месте бывшей промзоны. В свое время там планировалось проводить олимпийские соревнования, но они так и не состоялись, зато разработанный инновацион- ный проект шведы реализовали. Сегодня Швеция впереди всей Европы по применению экологичных подходов в строительстве, реализации модели «СимбиоСити». Данный район – это шведская модель, где увязан ком- плексный подход различных сфер потребления города, начиная от архитектуры, отопления зданий, инфраструк- туры, транспортной системы и заканчивая удалением мусора, в единую комплексную систему. Инфраструктурная синергия. Целый район обеспечивается энергией за счет того, что биогаз, который после процессов жизнедеятельности вырабатывается, затем успешно используется для нужд города. Его используют для отопления зданий, на нем работают экологичные автобусы. Кроме того, все здания построены из экологически чистых материалов. У района – большой процент озеленения. Дождевая вода собирается в коллекторы поверхностных вод и используется затем для благоустройства территории, где дети играют возле водоемов, создания приятной городской среды, и в то же время эту дождевую воду собирают для технических нужд, например для сантехнических приборов, для мойки кузовов автомобилей и т. д. Иными словами, в «СимбиоСити» происходит тотальная экономия на всех инфраструктурных элементах за счет их взаимоувязанного использования.

Также новые подходы к созданию «зеленого» микрорайона предполагают раздельный мусоросбор, причем в Швеции используется вакуумный метод мусоросбора, когда машине для сбора мусора не нужно ездить с контейнером во дворы. Это позволяет использовать территорию дворов для детских площадок и дополнительного озеленения.

– И все-таки чем ваша модель энергоэффективного района в Бресте принципиально отличается от той, которую реализовали шведы в Стокгольме?
– Конечно, до шведов нам пока далеко. Что касается моей компетенции и управления архитектуры – это в большей мере модель создания пространственной и градостроительной организации района. Сегодня градостроительная политика Беларуси предусматривает совершенствование энергоэффективных принципов планирования. Есть примеры белорусских энергоэффективных домов и в то же время просматриваются проблемы жилых микрорайонов: отставание инфраструктуры; нехватка мест, где можно поставить машину; отсутствие зеленых дворов и т. д. Предлагаемая модель жилого района – жилого модуля – должна быть безопасной эффективной и комфортной и относительно автономной. Для сравнения: если жилой микрорайон традиционно занимал до 50 га, то новый жилой модуль имеет площадь под застройку всего 10–15 га, он обладает более компактной и многофункциональной структурой.

Принципы нового урбанизма – это пешеходная доступность, смешанное использование территорий, традиционная структура соседства, инфраструктура, экологичный транспорт, плотность застройки. Все это есть.

Если провести сравнение микрорaйона и жилого модуля, то можно отметить определенные плюсы и минусы, а также те факторы, которые влияют на энергоэффективность. Это компактность и многофункциональность застройки, правильная ориентация жилых кварталов, минимальная протяженность инженерных сетей, использование возобновляемых источников энергии, местных видов топлива, использование потенциала дождевой канализации, развитая сеть транспорта, озеленение.

Вообще, строительство «СимбиоСити» предполагает создание экологической реновации, различных сфер потребления, эксплуатацию зданий, организацию связанной транспортной системы, возобновляемую энергетику, водоснабжение, питание и местные рынки, утилизацию отходов, туризм, реакреацию. Все увязано в единую систему.

– Говоря о «СимбиоСити», хочется отметить такой факт: 12 января в Бресте во время пресс-конференции первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ия Малкина озвучила тезис о том, что проект «СимбиоСити» планируется к реализации именно в Бресте. Что можно сказать по этому поводу?
– Да, сегодня уже началась реализация отдельных эле- ментов «Симбиосити» на базе строящегося Юго-Западного района города. Проект затрагивает строительство Парка тысячелетия, создание велоинфраструктуры, реконструкцию очистных сооружений и проч.

Сегодня из-за того, что внедряется комплексный подход застройки района Березовка, предлагается создание оценки качества и комфорта застройки по ряду критериев (аналогично тому, как есть системы оценки зданий LEED, BREAM, Open house и др. с системой сертификации), только мы применяем эту систему к жилому кварталу и с учетом нашей нормативной базы.

– Что, на ваш взгляд, нужно сделать в Беларуси, чтобы приблизиться к эталонной с точки зрения комфортной среды застройке?
– Я считаю, что нужно реализовать несколько примеров экспериментальной застройки жилых районов с разной типологией и в разных городах, внедряя весь имеющийся передовой опыт. Затем определить те стандарты, которые можно взять на вооружение для корректировки имеющейся нормативной базы, а затем проектировать и строить по-новому. При этом, конечно, необходима переподготовка специалистов, начиная от управленцев исполкомов, проектировщиков и заканчивая мастерами и строителями на стройках.

В новой градостроительной политике страны приоритет развития генеральных планов городов на ближайшее десятилетие направлен на уплотнение застройки. Это вызовет определенные сложности, но в целом оздоровит градостроительную ситуацию городов. Мы до сих пор не ценим стоимость земли и очень много теряем ценных «квадратов» с имеющейся инфраструктурой при проектировании «длинных» коммуникаций с широкими коридорами, мы отапливаем улицу и расточительно планируем жилые районы, оставляя большие неблагоустроенные пространства, за которыми необходимо ухаживать. Мы привыкли жить на широкую ногу. Можем ли мы себе сегодня позволить оста- вить все как есть? Я думаю, нет. Строить плотнее – это не значит ухудшать качество среды. Я вижу как раз, наоборот, в этом большие возможности для экономии и вкладывание средств в качественное благоустройство, спортивные площадки, качественную разнообразную застройку.

– В 2019 году Брест будет отмечать тысячелетие со дня основания города. Есть ли надежда, что к тому моменту в рамках проекта будет что-то реализовано? И что намечено привнести нового в строительную практику Беларуси посредством реализации данного проекта? Какой опыт при проектировании и строительстве квартала будет получен при реализации проекта, в частности, Брестской областью?

– В Бресте к 1000-летию планируется завершение строительства ряда крупных объектов, таких как новый автовокзал, западный обход, футбольный манеж, здание суда, станция скорой медицинской помощи, несколько школ, садиков, и другие.

Параллельно в городе осваивается несколько участков новых жилых районов. Если говорить о коммерческих проектах, таких как Березовка, то при подготовке площадок на аукционы в ближайшее время еще год понадобится на проектирование, а затем само строительство, и вполне возможно, что к 2019 году мы получим реализацию первых кварталов. Мне хочется в это верить... Меняются подходы строительства и в социальных районах застройки. Например, по нашей инициативе, и нас поддержал Брестский облисполком, решено перепроектировать жилой район ЮЗМР-5. Там сохранится имеющееся озеленение, в которое органично впишется жилая застройка. Институт «Брестжилстрой» готов предложить модернизированные серии домов КПД с двумя подъездами (парадный и дворовой), а в первых этажах – вход с уровня земли для объектов социально-культурного и бытового обслуживания. Новые современные фасады, использование перепадов рельефа для подземных и встраиваемых паркингов, безбарьерная среда, рекреационные зеленые коридоры, которые связывают жилой район с парком тысячелетия. Сегодня развивается Минская агломерация, вокруг столицы обозначены города-спутники. В принципе во всех городах-спутниках есть свои проблемы с инфраструктурой и сетями. А большая протяженность инженерных сетей – это потери энергии и повышение стоимости при их устройстве и эксплуатации. Поэтому переход на электричество, местные котельные, использование возобновляемых источников энергии позволит по-другому посмотреть на обеспечение инфраструктурой. Новое качество среды, по сути, это новая парадигма, новый подход к проектированию городской застройки.

Беседовал Валерий ШАЙТАР, главный редактор. Журнал Мастерская Современное строительство.
  Архитектура и дизайн (в разделе 1630 тем)
Подработки и вакансии (всего 47):

 
Дипломное проектирование с разницей в 20 лет.
В рамках публикаций про обмен проектным опытом на Proekt.by прислали первый материал. Радует, что показана профессиональная преемственность поколений ...>>
Папирус VS BIM. Классика VS тренды. Важно не впадать в крайности!
На примере частного жилого дома в Торонто хочу обсудить вопрос следования трендам. А точнее, призвать не впадать в крайности...>>
"Першы" исправил архитектурную ошибку пр.Независимости?! Смотрим видео.
Президент открыл "Першы нацыянальны гандлёвы дом" и покритиковал заказчика рядом-стоящей архитектурной ошибки...>>
Обеспечение устойчивости противопожарных стен.
C учетом возможности одностороннего обрушения примыкающих к ним конструкций...>>

Спасение эвакуирующихся – дело рук не только самих эвакуирующихся.

О стиле, удобстве и красоте. Архитектор о строительстве в Минске.

Нормотворцы онлайн: Изменение №2 СН Пожарная безопасность зданий и сооружений.

Страсти по Возрождению исторического центра Минска.

Экодом из керамзита и дерева НО без соломы. Продолжение.

Перепланировка квартиры - на вопросы отвечает адвокат.
cellspacing="0" cellpadding="3" border="0" > Онлайн 341, всего 34422(+31) пользователей |
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Размещение рекламы и статистика | Контактная информация